Муминова Нигорахон
Часы приема: понедельник-пятница (14:00-16:00)
Телефон: 90 290-77-33
Электронная почта: muminovan300@mail.com
Области и обязанности отраслевого психолога:
Направления деятельности отраслевого психолога
– психологическая пропаганда и просвещение
– психодиагностика
– психическое развитие и психокоррекция
– психологическая консультация
1. Психопрофилактика – особый вид деятельности отраслевого психолога, заключающийся в создании здоровой психологической среды для студентов и преподавателей, обеспечении оптимальных условий для их личностного развития.
Основными задачами психолого-профилактической работы являются:
– формирование как личности, создание разумных условий для обеспечения психической зрелости;
– своевременная профилактика психологических дефектов и расстройств, которые могут возникнуть на пороге личностной зрелости и интеллектуального развития;
– проведение работы, связанной с адаптацией обучающегося к определенным условиям (сознанию), с этой целью создание специальных групп, связанных с социальной адаптацией, устранением невротических ситуаций, работа с труднообучаемыми учащимися и их родителями, отдельная работа руководителя группы и т.д. на);
– участие в процессе приема студентов на первую ступень согласно потребности и потребности, определение уровня их психологической подготовки к системе высшего образования, разработка программы индивидуальной работы со студентами совместно с профессорами и преподавателями;
– работа со студентами по профилактике невротических состояний, связанных с обучением и воспитанием, условиями жизни, психологическим стрессом, профилактикой невротических состояний, психологического стресса;
– организация психологических советов по определению уровня умственного (интеллектуального) развития с целью полной демонстрации способностей, психологических качеств, особенностей обучающегося;
– коллектив филиала – помогает создавать мероприятия по устранению, снижению и профилактике психологического напряжения и утомления среди его членов;
– создание научно обоснованной модели, связанной с перспективой отрасли, в сотрудничестве с профессорами и преподавателями. Участвовать в психолого-педагогической диагностике эффективности образовательного процесса в системе высшего образования, вносить в него изменения и, как следствие, служить решению проблемы развития обучающегося как личности;
– внесение корректировок в учебный процесс с учетом образовательных мотивов, направленности личности, ее особенностей ориентации на ценности, связанные с этнокультурой;
– важна разработка психологических мер по предотвращению конфликтов между отдельными людьми, этносами и нациями;
– изучить психологические корни конфликтов между профессорами, преподавателями, сотрудниками, родителями и семейных конфликтов, проанализировать мотивы, вызывающие их, дать советы по способам смягчения и полного устранения чрезвычайных ситуаций;
– наладить индивидуальную работу с лицами, пропагандирующими среди молодежи похоть, наркоманию, легкий образ жизни и обогащение грязными способами;
– разработка и внедрение методических рекомендаций по выявлению дефектов психического мира обучающихся с медленной обучаемостью и оказанию им помощи, а также учету индивидуально-психологических особенностей человека, нуждающегося в коррекционной работе;
– определить возможность самоуправления у студентов филиала (подразумевается управление личностью, такими как биоритмы, эмоции, мотивация, воля, интерес, внимание).
– формирование навыков социальной адаптации у студентов, особенно студентов, проживающих в студенческом общежитии и съемном жилье, и проведение психолого-педагогических практик по устранению их социальных проблем;
– выявлять студентов со склонностью к правонарушениям и преступности, с девиантным поведением, направлять их к социально активной деятельности путем стабилизации их психического состояния;
– сбор и обобщение информации о качестве учебников, проблемах чтения, отношении сотрудников и обучающихся к государственной собственности, подготовка информации для администрации и профсоюза;
– разработка системы мероприятий по проверке уровня экологических, экономических, политических, этнопсихологических знаний сотрудников и студентов высшего учебного заведения, изучению возможности укрепления самостоятельности и формированию у них патриотических чувств;
– рассмотрение проблемы распределения свободного времени среди студентов и его эффективного использования с социально-психологической точки зрения, а также психологический анализ способов организации свободного времени по назначению, возможности использования их в приобретении этно-психологические знания, духовные ценности;
2. Психологическая пропаганда и просвещение – проведение специальных психологических мероприятий по созданию наиболее благоприятной психологической среды в коллективах студентов и педагогов, повышению культуры взаимодействия в педагогическом коллективе, способствующей совершенствованию процесса взаимодействия студентов и преподавателей, личностных, давать консультации по широкому кругу вопросов, связанных со специализацией педагогических коллективов. Оказание помощи в разработке мероприятий по устранению, снижению и профилактике психологического напряжения и утомления членов педагогического коллектива.
3. Психодиагностика – психодиагностические исследования направлены на более глубокое психолого-педагогическое исследование студентов в период их обучения, и призваны определить их индивидуально-психологические особенности, причины недостатков в воспитании. Диагностическая работа проводится в группе или индивидуально.
4. Данные работы направлены на углубленное психолого-педагогическое исследование в процессе обучения в высших учебных заведениях и призваны определить причины их индивидуальных особенностей и дефектов в образовании и воспитании. При этом прикладной психолог выполняет следующие задачи:
– с целью определения их соответствия критериям развития молодежи психолог проводит психологическое обследование студентов отраслевых учреждений и определяет их уровень. Диагностирует профессиональную пригодность студентов, исследует их личностные качества, силу воли, эмоции, способность к самоорганизации, интеллектуальный уровень;
– психолог изучает психологические особенности преподавателей и студентов, их интересы, склонности, таланты и т. д. и оказывает конкретную поддержку их становлению как специалистов и зрелых личностей.
– диагностирует причины дефектов приобретения образовательной квалификации и навыков, дефектов поведения, интеллектуального развития и нарушений личностных качеств, выявленных у студентов высшего учебного заведения.
– проверяет учащихся, чтобы узнать, как они взаимодействуют со своими сверстниками. Адаптирует психофизиологические методы к конкретным условиям, учитывая особенности своей этнокультуры.
– проводит дифференциальную диагностику с учетом разнообразных дефектов психического развития обучающегося совместно с другими специалистами. В частности:
а) определяет медицинский и дефектологический характер дефектов;
б) определяет причины и формы антисоциального поведения;
в) изучает социально-психологические корни таких заболеваний среди студентов, как наркомания, таксозависимость, алкоголизм, воровство, и анализирует ее факторы;
5. Психическое развитие и психокоррекционная работа – направление требует от психолога активного воздействия на процесс личностного и интеллектуального развития студентов, профессоров и преподавателей.
В этом направлении психолог выполняет следующие конкретные задачи:
– развивающая и психокоррекционная работа организуется психологом в различных формах, ситуациях и случаях:
а) планируется специальная работа прикладного психолога, учебные занятия, которые могут проводиться отдельно с некоторыми студентами.
б) каждая деятельность студентов осуществляется конкретно и направлена на воспитательное воздействие на студенческие группы;
в) предусмотрено проведение тренингов в форме образовательных мероприятий для родительско-педагогических коллективов с участием сотрудников отраслевой системы.
– психологическая часть коррекционной деятельности, охватывающая проблемы развития и психокоррекции, осуществляется специалистами.
– программа развития и психокоррекционной работы должна быть построена таким образом, чтобы она отражала ценностные ориентации, этнопсихологические и этнокультурные особенности группы лиц, занимающихся коррекционной работой; целесообразно составлять программу с учетом истории, традиций, обычаев народа, этнонации и т. д.
– психолог филиала разрабатывает и реализует программу постепенной коррекции и исправления дефектов психического развития и поведения обучающихся. Для этого он проводит с ними специальные тренинги, упражнения по снижению срываемости, проводит тренинги по развитию творческих способностей.
– проведение специальных мероприятий по устранению неравенства между студентами и преподавателями: тренинги, ролевые игры, психодрамы для снижения чувства неудовлетворенности своей учебой, местом в социальной среде, положением.
– оснащение специальных кабинетов с целью профилактики и снижения эмоционального напряжения (помещение должно соответствовать мировым стандартам, иметь пульт управления, экранные средства, аутотренинг, социальный тренинг, технические средства, научные методы).
– коррекционные работы должны проводиться в определенном порядке, на основе научного конкурса, согласно конкретной сессии. При этом должны учитываться национальность, возраст, пол, индивидуально-типологические особенности, степень подверженности человека, страдающего эмоциональным напряжением: коррекционная работа должна быть соразмерна характеру обучения, деятельности, профессии, которую повышает эффективность воздействия: использование японских методик также создает возможность собрать необходимую информацию и снять напряжение.
– в рамках службы отраслевого психолога разрабатывается и реализуется программа постепенной коррекции и коррекции дефектов и недостатков психического развития, поведения и межличностных взаимодействий студентов. Для этого он проводит с ними специальные тренинги, проводит тренинги с целью развития творческих способностей.
Психологическую часть коррекционной деятельности осуществляют психологи. Развивающая и коррекционная работа решается психологом в различных формах и ситуациях:
– специальная индивидуальная работа отраслевого психолога;
– тренинги, направленные на оказание воспитательного воздействия на студенческую группу;
– проведение обучения в форме образовательной деятельности с участием родителей и педагогического коллектива.
6. Психологическое консультирование (консультация) – осуществляется путем предоставления конкретных консультаций всем лицам, участвующим в обучении и воспитании обучающихся, в том числе администрации, профессорско-преподавательскому составу, родителям, работникам социальных и общественных организаций.
В этом направлении психолог выполняет следующие конкретные задачи:
– организация индивидуальных, групповых и коллективных консультаций по вопросам образования, развития, воспитания, профессионального становления и брака, взаимоотношений, секретов общения и общения, отношений со сверстниками и мировоззрения, навыков, талантов;
– консультирование администрации по вопросам, интересующим студентов и группы: подготовка практических указаний для руководителей о том, как их активизировать, повлиять на них;
– давать научно-практические консультации родителям по особенностям психического развития учащихся, их становлению как личности, состоянию взаимоотношений, в том числе по проблеме возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей детей;
– стараться повышать психологическую культуру педагогов и родителей, читая лекции на всех звеньях и этапах отраслевой системы, участвуя в родительских собраниях, отраслевых советах, давая им индивидуальные и групповые консультации;
– проведение научно-практической консультативной работы по вопросам сущности, задачи, характера отбора студентов в высшие учебные заведения, их возможностей, перспектив;
– проводит научную экспертизу профессиональной пригодности руководящих кадров и профессорско-преподавательского состава и разрабатывает конкретные рекомендации;
– собирать социально-психологическую информацию об аттестации, социальных требованиях и предписаниях, обобщать их и разрабатывать рекомендации;
– общение с зарубежными отраслевыми учреждениями, повышение квалификации кадров, определение их интеллектуального потенциала (способностей) и возможности развития науки и техники, сбор материалов о престижности высших учебных заведений, психологический анализ и предоставление консультаций;
– сбор информации о востребованности, потребностях, интересах, социальных взглядах, положении, совместимости и отношении студентов в общежитиях и разработка рекомендаций по их реализации;
– исследовать достижения и недостатки традиционных методов обучения, проверять эффективность инновационных, активных методов, определять отношение к ним учащихся и индивидуализировать и дифференцировать обучение на основе их инструктирования;
– участие в отборе талантливых студентов, разработке научных психологических рекомендаций и участии в присвоении им ученых степеней на этой основе;
– разрабатывать мероприятия по повышению продуктивности творческой деятельности профессоров и преподавателей, активизировать деятельность клубов, проверять их возможности, организовывать конкурсы и дебаты по приобретению профессиональных навыков, делать прогнозы об их продуктивности;
Методы осуществления деятельности отраслевого психолога могут быть разными:
– проведение и распространение цикла лекций и тренингов с профессорами и преподавателями филиала, студентами в целях развития и продвижения психологической культуры;
– создание научно-популярной литературы;
– выступления в средствах массовой информации;
– проведение психодиагностических исследований, разработка методов (тест, анкетирование, эксперимент, наблюдение, интервью и т.п.);
– предоставление психологических консультаций;
– проведение психологических консультаций.
План работы по данному направлению утверждается и контролируется заместителем директора по делам молодежи и духовно-просветительской работе.